Здание музеев Для Новосибирска в проектах студентов-архитекторов 1930-1950 гг.

Часть 1.
Музей - учреждение с яркой харизмой, способное вносить существенный вклад в разнообразие культурной среды любого населенного пункта. Большое значение в создании и подкреплении бренда музея имеет здание. Теоритически, открыть музей можно где угодно. Но после этого типографические, архитектурные, инженерно-технические и художественные характеристики здания будут иметь определяющее значение для образа музея и всей его деятельности.
 
В настоящей большой статье, которая будет состоять из 4-х частей, мы хотели бы предствить проекты музейных зданий, которые были созданы для Новосибирска студентами архитектурной специальност в 1930-1950 гг. Следует сразу оговориться, что данные работы выполнялись, как учебные задания, и по своему содержанию далеки от реализации в материале.  Однако по своим идеологическим и образно-графическим характеристикам  эти проекты могут выступать как своеобразные маркеры исторического времени и общественной мысли.
Студенческие проекты указанного периода представлены в собрании Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина в виде оригиналов на ватманской бумаге и черно-белых фотокопий на фотобумаге (с ними может ознакомиться любой желающий прямо в Музее НГУАДИ).
 
Проекты, выполняемые студентами, можно разделить на 2 группы: проекты второй половины 1930-х годов и проекты конца 1940-х - начала 1950-х годов. Проекты разных десятилетий имеют разное содержание и стилистические приемы. Если рассматривать 1930-е годы, то веяние еще сохраняющего свой вес конструктивизма прослеживается в тенденции к проектированию комплексов - рядом стоящих или специально соединенных переходами зданий с разными функциями. Одновременно, компановка объемов здания симметричная, что является уже отходом от конструктивизма. Студенты разрабатывали тему "Музея-библиотеки". В плане здание обычно буквально делилось на 2 половины. Симметричные залы, коридоры, кабинеты и другие помещения использовались для разных необходимых целей: размещение музейных экспозиций, читальных залов, абонементов и др. Библиотека и музей имели несколько разных входов. Образующиеся за счет планировки внешние и внутренние дворы здания музея-библиотеки должны были использоваться как пространства для прогулок среди цветов и зелени.
 
Напомним, что в "реальной" архитектуре Новосибирска в конце 1920-1930-х гг. действительно использовались объемные скульптуры, изображающие людей (например, круглые скульптуры на здании Госучреждений и Текстильсиндиката до их реконструкции и тд.), однако совершенно не в таком объеме, как на проектах. В остальном, оформление зданий музеев-библиотек выполнено в переходной от конструктивизма к "сталинской" неоклассике стилистике.

novosib_073.jpg

dom-tekstilnogo-sindikata2.jpg

12.05.2022

Возврат к списку


Поиск по новостям