Словарь

Резюме – это документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другую относящуюся к делу информацию, обычно требуемую при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу.


Резюме должно содержать достоверные сведения. Текст резюме необходимо составить в соответствии с существующими традициями. Помните, что от правильно составленного резюме зависит Ваше дальнейшее общение с работодателем. 

Резюме обычно состоит из нескольких разделов, информация в каждом из которых призвана в кратком виде ознакомить потенциального работодателя со всеми сведениями о кандидате, необходимыми для его приёма на работу. В резюме не следует включать информацию, не имеющую никакого отношения к предполагаемой работе. В резюме следует включать только ту информацию, которая поможет максимально охарактеризовать вас.

Резюме должно содержать:

  • контактную информацию кандидата

  • краткое описание должности, на которую он претендует

  • краткое описание основных навыков

  • описание опыта работы по специальности в обратном хронологическом порядке (как правило, трёх последних мест работы) или мест производственных практик, подработок.

  • описание образования (дипломы, сертификаты и пр.)

  • достижения и доступные рекомендации

Иногда в резюме также включают информацию о членстве в профессиональных ассоциациях, научных публикациях и авторских патентах. Также в резюме можно включить информацию о ваших увлечениях, лучше если это активные увлечения (например, спорт, туризм, танцы).

Не следует включать в резюме информацию о желаемом уровне заработной платы. Это лучше указать в сопроводительном письме к резюме. Здесь же можно дать любые дополнительные пояснения к резюме.

Ещё одним, пока малораспространённым, типом резюме является видео-резюме, которое представляет собой короткий видеоролик, в котором кандидат рассказывает о себе, своих навыках и пр.

Сопроводительное письмо - это деловой документ, следовательно, он подчиняется основным требованиям к бизнес-переписке. Опыт многих лет практики выработал содержание, являющееся оптимальным для этого вида информации.

1. Приветствие. Безличные документы всегда проигрывают персонализированным. Если неизвестно имя человека, к которому нужно обратиться, используйте обращение к сотрудникам конкретного подразделения. В начале поставьте универсальное «Уважаемый..», в английском варианте «Dear..». Вполне приемлемы приветствия «Добрый день, (имя)», «Здравствуйте, (имя или должность)». Остерегайтесь неформальных обращений.

2. Основная часть. В ней должны содержаться короткие ответы на три вопроса, приведенные выше. Эффективна будет следующая информация:

- указать, откуда вам стало известно о вакансии (не обязательно, если вы пишете через портал рекрутинга);

- упомянуть должность, на которую рассчитывает соискатель;

- объяснить, почему она привлекательна для вас (новые задачи, самореализация, интересный конечный продукт, и т.п.), не рекомендуется тут акцентировать внимание на ваших амбициях;

- приведите ваш опыт, не значащийся в резюме, но перспективный для именно этой вакансии;

- информативные дополнения к резюме: можно объяснить, например, перерыв в стаже, доказать достаточность опыта, нивелировать какой-либо негативный момент в резюме;

3. Заключительная фраза. Обязательно поблагодарите за уделенное внимание при прочтении вашего послания и выразите готовность встретиться для предметной беседы, собеседования, ответов на детальные вопросы.

4. Прощание. Ваше письмо читает живой человек, и, завершая его, необходимо корректно попрощаться. Вполне актуально нейтральное: «С уважением…» или английское «Best regards».

5. Контактные данные. Не лишним будет продублировать их: это единственный пункт, когда уместно полное копирование информации из резюме.

Каждый пункт не должен превышать 1-3 предложений и начинаться с отдельного абзаца.


Портфолио — необходимость для архитектора, дизайнера, художника, поскольку в отличие от резюме, которое может предоставить только список выполненных Вами работ (далеко не всех!), портфолио дает развернутую информацию о том, как выглядят Ваши работы, что позволяет достоверно судить об их качестве.
Однако, для того, чтобы портфолио действительно выполняло возложенную на него миссию, необходимо следовать существующим традициям его создания. Вот некоторые из них:

1. Не забывайте о том, что в портфолио работы должны быть систематизированы. Наиболее распространенные способы систематизации: тематический и хронологический.

2. Визуальная информация в портфолио должна доминировать, не нужно перегружать портфолио текстовой информацией.

3. Портфолио может быть представлено как в «бумажном», так и электронном виде. Для удобства работы целесообразно иметь оба варианта.

4. «Бумажное» портфолио может существовать в виде «трансформера» - объемный, универсальный вариант портфолио, в котором собраны все Ваши многочисленные работы, в любой момент в случае необходимости может быть преобразован в компактный, узкоспециализированный вариант.

5. Не забывайте, пожалуйста, о том, что портфолио в электронном виде может иметь «большой вес». И для того, чтобы портфолио, отправленное работодателю в электронном виде, не превратилось в Вашу антирекламу, необходимо учесть данный факт: сократить количество работ, «уменьшить их вес» и, если есть возможность, заранее поинтересоваться у работодателя о том, какой «вес» портфолио является оптимальным.

и самое важное…Правило трех

Портфолио подводит определенный итог вашим достижениям. Оно должно показать вас с лучшей стороны в трех аспектах:

Студенческие работы. Вдохновенные эскизы, показывающие первые шаги в архитектуре, дизайне и искусстве, есть у всех.

Профессиональные работы. Даже недельная стажировка в дает большой опыт, потому что Вы так или иначе включаетесь в реальную жизнь архитектора или дизайнера, можете хотя бы отчасти примерить ее на себя. В общем, это стоит подробно задокументировать.

Личные работы. Обложку незачем было разрисовывать, зато здесь можно отвести душу, а заодно показать, что вы личность со своими интересами и убеждениями и являетесь художником или дизайнером или архитектором не с 9.00 до 18.00, а каждую минуту своей жизни.


Самопрезентация — это процесс представления человеком собственного образа в социальном мире, характеризующийся намеренностью на создание у окружающих определенного впечатления о себе или это короткий рассказ о себе, продолжительностью не более 2-3 минут. 
Цель самопрезентации — быстро, четко, грамотно нарисовать Ваш «профессиональный портрет», не преувеличивая своих достоинств и недостатков. 
Хорошая самопрезентация требует предварительной подготовки, во время которой необходимо продумать и отшлифовать текст, научиться укладываться в требуемое время, что позволит Вам чувствовать себя более уверенно во время общения с работодателем.
Структура самопрезентации напоминает структуру резюме:

  • образование

  • опыт работы

  • Ваши сильные черты

  • дополнительное образование

  • дополнительные навыки

Самопрезентация — универсальный навык, который всегда поможет Вам успешно начать диалог с работодателем.

Собеседование — встреча с потенциальным работодателем или его представителем при приеме на работу. Цель собеседования — познакомиться воочию, понять, насколько работодатель и соискатель подходят друг другу, а также обсудить детали сотрудничества. На собеседовании работодатель задаёт вопросы, касающиеся образования соискателя, его опыта, полученных навыков и знаний. Также возможны вопросы личного характера: цели, устремления в жизни, чего соискатель хочет добиться, какие у него планы.

По сути это диалог с работодателем, который требует предварительной подготовки.
Следует подготовить пакет документов, который Вы возьмете с собой на собеседование. Как правило, необходимы следующие документы:

  • паспорт

  • трудовая книжка (или ее копия)

  • дополнительные документы, которые подтверждают Ваши профессиональные навыки (аттестаты, дипломы, свидетельства о прохождении курсов и т. п.)

Следует также взять с собой электронный и «бумажный» варианты резюме, портфолио и, если есть, награды и рекомендательные письма.
Желательно заранее познакомиться с информацией об организации, в которой Вы будете проходить собеседование, продумать внешний вид. Очень важен правильный психологический настрой, умение быть спокойным и сосредоточенным во время беседы с работодателем. 
Важным элементом собеседования может быть самопрезентация, поэтому необходимо ее заранее продумать и подготовить.

.