Ретроспектива формирования дизайн-кода в России

В наше время города становятся всё больше похожи на гигантские пазлы, где каждый кусочек — это отдельное здание, улица, памятник, элемент навигации или рекламы. Чтобы все эти кусочки сочетались между собой, создавая единую и гармоничную картину, архитекторы и дизайнеры используют такую вещь как «дизайн-код».

Дизайн-код — это в некотором роде «правила игры». Это инструкция, которая помогает строителям и дизайнерам понять, какой стиль городской среды стоит сохранять и формировать, какие материалы использовать, как оформить фасад здания или как разместить элементы в среде города, чтобы всё выглядело едино и вписывалось в общую картину. Не важно, что это — уличные фонари, арт– объекты, событийное оформление города, рекламные конструкции или брендирование общественных пространств — всё должно быть «единым инструментом», который помогает жителям города комфортно и безопасно передвигаться по его просторам.

Но с чего же все начиналось?

Историю своего появления дизайн-код берёт ещё во времена правления Петра I, когда даже само слово "дизайн" еще не было известно. Правитель совершил настоящую революцию в оформлении пространства городов, утвердив стиль петербургского классицизма официальным для государственной культуры («Указ о каменном строительстве» Петра I в 1714 г.). Петр I открыл двери для европейских архитектурных влияний. Чтобы обеспечить правильное строительство, Пётр даже отправил своих рабочих учиться строительному делу в Европе, и, когда они вернулись, он установил строгие правила, которым нужно было следовать при строительстве нового города. Нормы стиля неукоснительно соблюдались государственными институтами, при этом русский классицизм мог быть петербургским, московским и провинциальным - творческая незаурядность отдельных мастеров, традиции местных строительных групп расширяли палитру использования образцовых проектов.


Формирование дизайн-кода

Хотя мы не можем называть это "дизайн-кодом" в современном понимании слова, его стремление создать определенный облик городов и следовать определенным принципам, безусловно, повлияли на то, как впоследствии стали развиваться архитектура и градостроительство в России.

Позднее, в эпоху В.И. Ленина, после революции 1917 года, основным направлением в архитектуре стал конструктивизм. Это был период экспериментов, потерь старого и принятия нового. От традиционного декоративного богатства перешли к обнаженной функциональности и минимализм. При формировании среды здесь преобладала концепция просветительства и доступности услуг для всех слоев населения: появились клубы, дома культуры, большие образовательные комплексы.

Во время правления Сталина уже традиционный классицизм и архитектура "ампир" возвращаются в моду. Здесь на первый план выходят колонны, арки, рельефы и мозаики. Произошло возвращение к историческому наследию, создание монументальных и величественных зданий с целью демонстрации величия и могущества Советского Союза.

Формирование дизайн-кода

Нельзя также не упомянуть массовое жилищное строительство по времена Н. С. Хрущева, когда по всей стране начали строить типовые пятиэтажки, или "хрущевки". Эти дома были экономичны и функциональны, но многие критиковали их за однообразие и серость.

Таким образом, можно сказать, что каждый из этих периодов движения вперед привел к новому "стилю" в строительстве - своего рода "дизайн-коду" эпохи.

В России формирование дизайн-кода архитектурной среды города в современном его понимании началось с конца 20 века. Во время бума предпринимательства президентом России Борисом Ельциным в 1992 г. был подписан указ «О свободе торговли». Документ решал проблему визуально шума и засилья рекламных конструкций на фасадах зданий. Дальнейшее принятие в каждом из городов подобного документа стало результатом постепенного понимания необходимости преобразования и регулирования общественной среды.

Первым же документом, который можно считать прототипом дизайн-кода в современной России, стал свод правил формирования облика Москвы по заказу Москомархитектуры, который создавали специалисты студии Артемия Лебедева в 2014 году (https://www.artlebedev.ru/moscow/design-code/). Этот документ включал в себя архитектурно-художественную концепцию размещения информационно-рекламных конструкций для одиннадцати исторических улиц нашей столицы: Камергерского переулка, Тверской, Воздвиженки, Нового Арбата. В последующие годы многие другие города России начали разрабатывать свои дизайн-коды: Москва, Екатеринбург, Новосибирск и др.

В настоящее время представления о дизайн-коде постоянно развиваются, отражая изменения в общественном сознании и вкусах, технологиях и понимании городской среды. Он стал важным инструментом планирования и регулирования городского пространства, обеспечивающим также сохранение исторического наследия и вместе с тем адаптацию территорий к современной жизни. Грамотное планирование в этом случае играет огромную роль, потому что каждое здание, каждая площадь и каждая улица — это часть большого жизненного пространства, которое должно быть удобно и приятно для жителей и туристов. Это большой шаг вперёд визуальной привлекательности наших городов, комфортности городской жизни и развития уникального облика каждого города и страны в целом.


Автор статьи - Екатерина Устяхина







Поиск по новостям